Моя домашняя страница


АЛЕКСАНДР ЦФАСМАН

Заслуженный артист РСФСР Александр Наумович Цфасман – известный композитор, пианист и дирижер, долгие годы плодотворно работавший в области эстрадной и джазовой музыки.
Цфасман родился в 1906 году в Запорожье. В детстве обучался игре на скрипке и на фортепиано. Позднее занимался в музыкальном техникуме в Горьком, а затем поступил в Московскую консерваторию, которую закончил в 1930 году по классу профессора Ф. М. Блуменфельда.
Двадцатилетним студентом консерватории Цфасман организовал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив, получивший название «АМА-джаз» («АМА» – Ассоциация московских авторов). В марте 1927 года, после четырех месяцев репетиций, оркестр, в составе которого было восемь музыкантов, дебютировал в Артистическом клубе. Взыскательная публика горячо приветствовала молодых музыкантов и руководителя ансамбля – солиста-пианиста А. Цфасмана.
В скором времени коллектив начинает давать концерты на эстраде сада «Эрмитаж», играет в ресторанах и фойе кинотеатров. В 1928 году «АМА-джаз» выступил по радио и записал первые в истории советского джаза грампластинки. В начале 30-х годов состав оркестра увеличивается. Сюда приходят талантливые музыканты: трубач Михаил Фрумкин, тромбонист Иван Ключинский, саксофонист Михаил Ланцман и другие. В эти годы в репертуаре оркестра появляются не только талантливо обработанные А. Цфасманом танцевальные пьесы зарубежных авторов, но и новые произведения, созданные им самим. Среди них фокстрот «Звуки джаза», оригинально инструментованный Цфасманом, шуточная песня на стихи В. Трофимова «Неудачное свидание», сразу завоевавшая необычайную популярность, и многие другие. Во всех этих пьесах Цфасман выступил не только как самобытный аранжировщик и дирижер, но и как пианист-виртуоз. Щирокую популярность принесли оркестру граммофонные записи, расходившиеся по стране огромными тиражами. На пластинки попадало все лучшее, что исполнялось оркестром: танцевальные пьесы, эстрадные песни в танцевальных ритмах, исполненные солистами оркестра Павлом Михайловым, а позже – Руженой Сикорой, Иваном Шмелевым, Ефремом Флаксом...
На пластинки же Цфасман записывает собственные танцевальные пьесы и обработанные им мелодии, выступая в них как солист-пианист. Цфасман создал оригинальный, присущий только ему стиль исполнения, в котором острая ритмичность сочетается с виртуозным пианистическим мастерством, в то время никем не превзойденным.
В 1939 году Цфасман возглавил джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Здесь под его руководством были исполнены десятки эстрадных песен, оркестровых пьес, танцев. «Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета внес значительный вклад в создание самобытного интонационно нового типа джазовой музыки, – отметил в книге «Советский джаз» А. Баташев, – именно в этом оркестре начало складываться новое музыкальное мышление, на основе которого позднее, в конце 50-х годов, сформировался исполнительский стиль нового поколения советских джазовых музыкантов».
В 1942 году джаз Всесоюзного радио-комитета, возглавляемый А. Н. Цфасманом, выезжает на Западный фронт. Более 90 концертов дали за два месяца музыканты. «В наших программах, – вспоминал Александр Наумович, – главное место занимали тогда популярные песни советских композиторов. Самый живой отклик находили они в сердцах бойцов. И мы понимали, как нужны были эти песни на фронте».
В послевоенные годы Цфасман создает музыку ко многим кинофильмам и театральным постановкам. Успешно продолжает работать он и в области эстрадной музыки. «Мы, композиторы, – говорил Александр Наумович, – должны стремиться писать такую музыку, которая бы трогала и вопновала своей задушевностью, увлекала и веселила темпераментом, выдумкой, озорством».

Александр Цфасман за работой
Искусство А. Н. Цфасмана неизменно привлекало внимание любителей эстрадной и джазовой музыки, Это талант яркий, оригинальный, равно раскрывающийся и в его исполнительском и в композиторском твоочестве. Широко образованный, вдумчивый и постоянно ищущий музыкант, он великолепно чувствовал современность.
«Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобретательности, – говорил композитор Андрей Эшпай, – причем Цфасман всегда остается Цфасманом, ни на кого не похожим, самобытным исполнителем. Здесь сказывается и большая культура, блестящее мастерство (еще бы, школа Блуменфельда!) и увлеченность искусством».




Hosted by uCoz