|
Заслуженный артист РСФСР Александр
Наумович Цфасман – известный композитор,
пианист и дирижер, долгие годы плодотворно
работавший в области эстрадной и джазовой
музыки.
Цфасман родился в 1906 году в Запорожье. В детстве
обучался игре на скрипке и на фортепиано. Позднее
занимался в музыкальном техникуме в Горьком, а
затем поступил в Московскую консерваторию,
которую закончил в 1930 году по классу профессора
Ф. М. Блуменфельда.
Двадцатилетним студентом консерватории Цфасман
организовал первый в Москве профессиональный
джазовый коллектив, получивший название
«АМА-джаз» («АМА» – Ассоциация московских
авторов). В марте 1927 года, после четырех месяцев
репетиций, оркестр, в составе которого было
восемь музыкантов, дебютировал в Артистическом
клубе. Взыскательная публика горячо
приветствовала молодых музыкантов и
руководителя ансамбля – солиста-пианиста А.
Цфасмана.
В скором времени коллектив начинает давать
концерты на эстраде сада «Эрмитаж», играет в
ресторанах и фойе кинотеатров. В 1928 году
«АМА-джаз» выступил по радио и записал первые в
истории советского джаза грампластинки. В начале
30-х годов состав оркестра увеличивается. Сюда
приходят талантливые музыканты: трубач Михаил
Фрумкин, тромбонист Иван Ключинский, саксофонист
Михаил Ланцман и другие. В эти годы в репертуаре
оркестра появляются не только талантливо
обработанные А. Цфасманом танцевальные пьесы
зарубежных авторов, но и новые произведения,
созданные им самим. Среди них фокстрот «Звуки
джаза», оригинально инструментованный
Цфасманом, шуточная песня на стихи В. Трофимова
«Неудачное свидание», сразу завоевавшая
необычайную популярность, и многие другие. Во
всех этих пьесах Цфасман выступил не только как
самобытный аранжировщик и дирижер, но и как
пианист-виртуоз. Щирокую популярность принесли
оркестру граммофонные записи, расходившиеся по
стране огромными тиражами. На пластинки попадало
все лучшее, что исполнялось оркестром:
танцевальные пьесы, эстрадные песни в
танцевальных ритмах, исполненные солистами
оркестра Павлом Михайловым, а позже – Руженой
Сикорой, Иваном Шмелевым, Ефремом Флаксом...
На пластинки же Цфасман записывает собственные
танцевальные пьесы и обработанные им мелодии,
выступая в них как солист-пианист. Цфасман создал
оригинальный, присущий только ему стиль
исполнения, в котором острая ритмичность
сочетается с виртуозным пианистическим
мастерством, в то время никем не превзойденным.
В 1939 году Цфасман возглавил джаз-оркестр
Всесоюзного радиокомитета. Здесь под его
руководством были исполнены десятки эстрадных
песен, оркестровых пьес, танцев. «Джаз-оркестр
Всесоюзного радиокомитета внес значительный
вклад в создание самобытного интонационно
нового типа джазовой музыки, – отметил в книге
«Советский джаз» А. Баташев, – именно в этом
оркестре начало складываться новое музыкальное
мышление, на основе которого позднее, в конце 50-х
годов, сформировался исполнительский стиль
нового поколения советских джазовых
музыкантов».
В 1942 году джаз Всесоюзного радио-комитета,
возглавляемый А. Н. Цфасманом, выезжает на
Западный фронт. Более 90 концертов дали за два
месяца музыканты. «В наших программах, –
вспоминал Александр Наумович, – главное место
занимали тогда популярные песни советских
композиторов. Самый живой отклик находили они в
сердцах бойцов. И мы понимали, как нужны были эти
песни на фронте».
В послевоенные годы Цфасман создает музыку ко
многим кинофильмам и театральным постановкам.
Успешно продолжает работать он и в области
эстрадной музыки. «Мы, композиторы, – говорил
Александр Наумович, – должны стремиться писать
такую музыку, которая бы трогала и вопновала
своей задушевностью, увлекала и веселила
темпераментом, выдумкой, озорством».
Искусство А. Н. Цфасмана неизменно привлекало
внимание любителей эстрадной и джазовой музыки,
Это талант яркий, оригинальный, равно
раскрывающийся и в его исполнительском и в
композиторском твоочестве. Широко образованный,
вдумчивый и постоянно ищущий музыкант, он
великолепно чувствовал современность.
«Меня неизменно восхищает в нем неистощимый
запас энергии, творческой выдумки,
изобретательности, – говорил композитор Андрей
Эшпай, – причем Цфасман всегда остается
Цфасманом, ни на кого не похожим, самобытным
исполнителем. Здесь сказывается и большая
культура, блестящее мастерство (еще бы, школа
Блуменфельда!) и увлеченность искусством».