|
«Вся жизнь моя связана с песней.
Сколько помню себя, всегда возле меня – песня», –
рассказывала о себе Лидия Андреевна Русланова.
Она родилась на Волге, недалеко от Саратова, в
крестьянской семье. Отец работал грузчиком на
пристани, семья была бедная. Вместе с бабушкой,
большой мастерицей петь песни, маленькая
Русланова ходила по свадьбам и по девичникам,
слушала песни, запоминала. В то время ни одно
событие в деревне не обходилось без пения ни
полевые работы, ни праздники, ни гулянья, ни
девичьи посиделки. «Первая настоящая песня,
которую я услышала, был плач, – продолжает Лидия
Андреевна.– Отца моего в солдаты увозили.
Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я
часто забиралась к ней под бок и просила: «Повопи,
баба, по тятьке». И она вопила: «На кого же ты нас,
сокол ясный, покинул?..» Бабушка не зря убивалась.
Началась русско-японская война, отец на ней так и
пропал. Больше мы его не видели».
Трое маленьких детей остались на руках больной
матери. «Не помню, когда я сама научилась петь...
Но «представления» начала давать лет с шести.
Мать лежала больная, а я расхаживала, как по
сцене, по русской печке и пела все подряд, что
знала – и деревенские, и городские. Все
удивлялись: «Вот бесенок, какая памятливая».
Вскоре мать умерла, и трое детей попали в разные
сиротские приюты. В приюте для девочек, куда
определили будущую певицу, кроме обычных
школьных занятий, три раза в неделю проводились
уроки пения и музыкальной грамоты. Преподавал
эти предметы регент местной церкви. Однажды на
занятиях он заметил музыкальность юной
воспитанницы и похвалил ее: «Да у тебя хороший
голос, контральт!» Так Русланова попала в
церковный хор. «В церковном хоре я быстро стала
солисткой. Со всего города начали ездить к нам
купцы – послушать, как сирота поет..: И после
приюта, когда меня отдали ученицей на мебельную
фабрику, за песни мне все помогали. Лет в 17 была я
уже опытной артисткой, ничего не боялась, ни
сцены, ни публики». На этой мебельной фабрике
юную Русланову услышал профессор Саратовской
консерватории М. М. Медведев и предложил ей
посещать занятия в консерватории. Однако школа
академического пения не увлекла Русланову.
Ее тянуло к русской песне.
Разразилась первая мировая война. Начальник
санитарного поезда взял певицу в свою часть –
она стала петь для раненых и для солдат,
отправляющихся на фронт. Она выбирала песни,
наиболее близкие солдатскому сердцу, наиболее
трогательные, доходчивые. Затем пришла
революция, гражданская война, которая застала
Русланову уже профессиональной певицей в
Ростове-на-Дону... Выступала перед
красноармейцами, неизменно оказывавшими ей
самый горячий прием. В 1921 году Лидия Андреевна
переезжает в Москву на профессиональную
артистическую работу. Бесконечные концерты,
поездки по стране, выступления по радио снискали
ее искусству широчайшую популярность. В эти годы
окончательно складывается ее особенный
исполнительский стиль, оформляется
специфический «руслановский» репертуар.
Лидия Андреевна обращается и к современному
фольклору (так, она первой запела песню
гражданской войны «По долинам и по взгорьям») и к
творчеству советских композиторов – все помнят
в ее исполнении песню «Партизан Железняк» и,
особенно, знаменитую «Катюшу» М. Блантера
(впервые ее запела именно Русланова).
Исполнительский стиль Руслановой, столь
индивидуальный и яркий, восходит к традициям
русских песенниц, выступавших когда-то на
народных гуляньях, а позднее, уже в начале XX века,
вышедших и на большую концертную эстраду.
Русланова среди мощного потока исполнителей
русской народной песни стоит особняком. Забыть
голос Руслановой или спутать с другими голосами
невозможно. Если учесть, что у нее не было никогда
в качестве учителей режиссеров, то поражаешься –
какую точность, отработанность в своих
выступлениях на сцене обнаруживает та
необычайно одаренная певица, природная артистка.
С особенной полнотой и горячностью проявилась
любовь народа к искусству Л. Руслановой в годы
Великой Отечественной войны. В составе
концертной бригады певица объехала все фронты.
Кадры старых хроник и кинофильмов сохранили для
нас эти удивительные концерты. Мы видим
восторженные лица солдат, они внимательно
слушают, улыбаются, грустят. А вот и последний
фронтовой концерт: 2 мая у стен разбитого
рейхстага поет Лидия Русланова в сопровождении
баяниста.
Известный театральный деятель Б. Филиппов,
постоянный участник фронтовых концертных
бригад, в своей книге «Актеры без масок» так
описывает выступления певицы: «18 августа 1941 года.
Отправляемся в путь в село Батищево. Ищем новую
войсковую часть. Провожая нас, полковник Лизюков
оглашает решение о зачислении В. Хенкина и Л.
Руслановой почетными красноармейцами 5Ч-й
танковой дивизии. В знак уважения к почетным
красноармейцам им выдается по полному комплекту
обмундирования...» И далее: «Среди нашей сугубо
штатской группы блещут своим военизированным
видом два почетных танкиста В. Хенкин и Л.
Русланова. Я уверен, что в Москве они долго не
снимут честно заработанной ими солдатской формы,
самой дорогой для советского человека в дни
суровой и беспощадной войны».
Неслучайно, что именно в военное время – 28 июня
1942 года – Лидии Андреевне Руслановой
присваивается звание заслуженной артистки
РСФСР.
Прошло более трех десятилетий со дня окончания
войны. На эстраде сменилось несколько поколений
певцов, появлялись и исчезали модные стили и
веяния. Но выступления Руслановой волнуют и
сейчас. В наши дни, когда вновь пробуждается
интерес к русской песне во всех ее формах, мы с
благодарностью обращаемся к творческому опыту
замечательной советской артистки, искусство
которой вписало незабываемую страницу в историю
нашего исполнительства.
Анатолий Новиков, народный артист СССР