Бывает так, что: выступает артист на
эстраде, выступает не один год; пользуется
успехом, и вдруг встретится с песней... И
перевернет эта песня в вашем сознании прежнее
представление о подлинных возможностях
исполнителя, о глубине его дарования. Это бывает
редко, но все же бывает. Бывает с настоящими,
ищущими художниками... Быть может, это и есть то
самое, что называют «вторым дыханием».
Когда несколько лет назад Гелена Великанова
впервые спела на эстраде песню «Клен ты мой
опавший», она прозвучала для нас несколько
неожиданно; мы привыкли слышать актрису в
лирических или шуточных песенках, которые, надо -
отдать справедливость,она исполняла с блеском. И
вдруг Есенин. Глубоко, тонко, проникновенно... В
этой песне певице нинской поэзии, затаенйую боль
утраты и радость бытия. А быть может, успех пришел
потому, что Великанова, сумела донести в ней до
слушателя свою главную тему, которую всегда
берегла в своем сердце и так счастливо нашла, в
есенинских стихах.
«Я не люблю тоскливых и печальных песен и никогда
не включаю их в свой репертуар, – говорит
Великанова, – не грусть, не тоску мне хочется
нести слушателям, а преодоление этой грусти и
всегда хоть чуточку надежды...».
Этой теме Гелена Великанова остается верна и
когда она поет лирический романс Б. Окуджавы
«грачем мы перешли на «ты», в котором за шутливым
тоном скрывается грустный упрек, или песню Э.
Колмановского на слова И. Гофф «Когда разлюбишь
ты». Много раз слышанная нами в других
исполнениях, эта несня звучит у Великановой по-новому.
И мы невольно становимся сопричастными
настроению героини, как сопричастны внутренней
гордости и достоинству героини песни Л. Ивановой
«Ты живешь в другом городе».
Круг песен Великановой – любовная лирика. Но
такой ли это узкий круг, если песни, которые она
поет, – о любви чистой, светлой, настоящей,
делающей жизнь человека несравненно богаче.
Не отказалась Гелена Великанова и от шуточных,
веселых песен. Перед нами, как и в прошлые годы,
юная героиня из песни «Я не тороплюсь» Б.
Савельева на слова М. Танича. Здесь тот же молодой
задор, ощущение душевной распахнутости, когда
весь мир для тебя открыт и самое главное –
впереди.
В последнее время Гелена Великанова все чаще и
чаще включает в свой репертуар старинные романсы.
Что это, дань моде? Думается, нет. Просто в этих
старых, давно забытых романсах актрису
привлекает прежде всего драматическое начало,
почти исчезнувшее из наших лирических песен.
Ведь Гелена Великанова по сути своего дарования
драматическая артистка; недаром ее педагогами по
актерскому мастерству в Студии эстрадного
искусства, которую она окончила в 1955 году, были
такие прославленные мастера МХАТ, как народные
артисты СССР Б. Петкер, О. Андровская, А. Кторов, У
этих актеров научилась она правде сценического
образа, а ее природная, естественность и обаяние
способствуют атмосфере удивительной
сердечности, которую ей всякий раз удается
создать на эстраде.
Поэтому-то, наверное, уходя с концерта, слушатели
неизменно уносят в своем сердце частицу
душевного тепла, которым так щедро дарит нас
певица.
В одном из своих недавних интервью народная
артистка СССР Клавдия Ивановна Шульженко
сказала: «Мне,нравится Гелена Великанова. Она
знает что поет, Мне близко ее творчество». В этих
кратких словах – огромная похвала, отзыв
большого художника, понимающего, как никто
другой, толк в сложном искусстве эстрадной песни.