|
Модные ритмы и мелодии подчас, как
бабочки-однодневки: вспорхнули и пропали. Но есть
ритмы и танцы, которые кажутся бессмертныйи. Это
вальс. Это и танго...
Танго покорило мир в начале века. Вспомним
забавные строки, обнаруженные недавно в архиве В.
Маяковского и приписываемые ему: «Тангировали
все: в темных коридорах, в отсутствие родителей,
тангировали гимназисты, тангировали почтенные
отцы... Танго, танго и танго! Не верилось, что от
танго куда-нибудь уйдешь...».
Правда, спустя несколько десятилетий один из
признанных авторов танго и виртуозных его
исполнителей, Пьясола, сокрушенно заметил: «Я не
могу писать танго, когда вижу в небе реактивный
самолет». Но зто совсем не значило, что зашла
последняя заря танго. Танго помнят, танго знают,
больше того – танго вновь становится популярным
в наши дни.
И все-таки даже те, кто не раз повторял строки
танго «Под знойным небом Аргентины», вряд ли
знают, что танго имеет свою большую и сложную
историю. И есть в ней страницы очень серьезные и
значительные. Они важны для нас потому, что
история танца тесно связана с историей жизни и
борьбы народов, населявших Лаплатскую
низменность. Танго – грустное, лирическое и
насмешливое – было любимым народным танцем и
песней. Во дворцах испанской аристократии этот
танец долгое время был запрещен. Он продолжал
жить среди рабочих-портовиков Монтевидио и
Буэнос-Айреса, в кварталах бедноты -
"аррабалях". Он не только развивался и
боролся, но и рождал своих героев.
Как вальс начал свое триумфальное шествие по
земному шару с появления Штрауса, так и танго
обязано своим торжеством таланту Карлоса
Гарделя, выросшего в тех же "аррабалях"
Буэнос-Айреса.
Гардель вывел танго из-под скромных сводов
народных таверн, из дешевых баров и кабаре на
концертную сцену. С ним танго получило не только
официальное признание, но и стало своеобразным
музыкальным символом страны.
Очень часто звучало оно на митингах рабочих
пригородов Бузнос-Айреса и других городов, во
время студенческих демонстраций. Провозглашение
в 1918 году знаменитого «Манифеста Кордовы», в
котором впервые изложена идея демократизации
высшего образования в Аргентине и других странах
Латинской Америки, проходило под мелодию танго в
исполнении Карлоса Гарделя. Не случайно и сейчас
портрет Гарделя можно увидеть среди портретов
национальных героев Аргентины. В начале века без
танго в исполнении Гарделя – автора текста и
музыки ко многим из них – не обходилась ни одна
программа, которые Бузнос-Айрес, конкурируя с
Парижем, показывал в крупнейших своих концертных
залах. По единодушному признанию
латиноамериканцев, никто не мог сравниться с
Гарделем артистическим обаянием.
После первой мировой войны певец приехал в
Европу и мгновенно пленил ее. В последующие годы
одно его турне следовало за другим: Париж, Мадрид,
Лондон, Рим, Вена, Нью-Йорк... Он снялся в Голливуде
в нескольких фильмах, которые так же обошли мир,
прокладывая триумфальную дорогу танго.
Мечтая создать аргентинское кино, независимое от
Голливуда, Гардель отправился в 1935 г. в деловую
поездку в поисках капитала и погиб при посадке в
аэропорту колумбийского города Баранкилья. В
последний путь Гарделя провожала вся страна. Над
воспетой им Корриентес - главной артистической
улицей Буэнос-Айреса, - запруженной сотнями тысяч
скорбящих, неслась мелодия одного из самых
прославленных его танго. И сейчас, спустя 40 лет,
голос Гарделя по-прежнему звучит на его родине:
он сопровождает любого приезжающего в Аргентину
с высадки в аэропорту Буенос-Айреса и до того
момента, когда гость покидает страну.
Хуан КОБО