.
Воспользуйтесь архиватором WinZip, чтобы раскрыть песню из архива после записи.
Джаз сложился на рубеже XIX и XX вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур - европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Африканские элементы - полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме "зов и ответ", вокальная экспрессивность, импровизационность - вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора - обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово джаз, первоначально в сочетании "джаз-банд", стало применяться в середине десятилетия XX в. в Южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев.
Среди основателей джаза, принадлежащих к нью-орлеанскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Додс, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, так называемые диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского джаза. Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению джаза за пределы Южных штатов. В 20-е гг. джаз получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития джаза перемещается в Чикаго, возникает так называемый чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов.
Превращение джаза в объект коммерческой эксплуатации снижало его художественную ценность. Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут новые пути развития джаза. В 30-е гг. возникает стиль свинг (перекличка 3 групп духовых инструментов - саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки, английское swing) с типичными для него большим составом оркестра (15-17 исполнителей), полным отказом от коллективной импровизации в пользу сольной, значительным усилением роли композитора-аранжировщика.
Среди крупнейших представителей свинга - оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда. Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гудмен, Т. Дорси, Гленн Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафонист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного джаза. В начале 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму концепцию джаза, отказавшись от танцевальности, мелодической симметрии, живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным словом "би-боп", принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов.
Развитие современного джаза происходит в борьбе разных течений - так называемого коммерческого, составляющего часть буржуазной развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых художественных средств. Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь джаза с народными истоками и традициями, одновременно используя различные элементы классической и современной музыки. К крупным мастерам современного джаза принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шуллер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др.
В середине 50-х гг. сплав отдельных элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев, получивший название "рок-н-ролл" (англ. rock'n' roll - качайся и катись), затем "биг-бит" (англ. big beat - большой удар), породил течение так называемой поп-музыки (сокращённое от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами буржуазной эстрады, отдельным ансамблям ("Битлз", "Чикаго" и др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений.
Распространение джаза за пределами США началось с 20-х гг. XX в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие джаз на основе национальных традиций, сложились лишь в 40-50-х гг. Таковы оркестры под руководством Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельхагена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др.
Становление джаза в СССР относится к середине 20-х гг. и связано с коллективами под руководством В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана, Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Государственный эстрадный оркестр под управлением Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании советского стиля джаза, связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30-40-е гг. известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э. И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление советского джаза развивают малые импровизационные ансамбли, практика которых начинает складываться с конца 50-х гг. Они стремятся создавать произведения на материале песенно-танцевального фольклора народов СССР. Наибольший вклад в это направление внесли ансамбли под руководством А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Гараняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Геворгяна, А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в республиках Советского Союза.
Музыка джаза оказала заметное влияние на развитие музыкального искусства XX в. Элементы джаза используются в сочинениях многих крупных композиторов - К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Копленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна и др., а в советской музыке - И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др.
Louie Armstrong |
Mack the knife (1.94Mb)* |
Cab Calloway |
Minnie the Moocher
(1.75Mb)*
Hi di ho man (876Kb)* |
Benny Goodman *По просьбе Юрия. |
Swing Swing Swing
(2.89Mb)*
Let's dance (648Kb)* Rhapsody in blue (990Kb)* Puttin on the ritz (835Kb)'30 г.* Sentimental Journey (Peggy Lee) (1.60Mb) 1941* The Glory Of Love (Helen Ward) (785Kb)23.4.1936* |
Eddy Duchin |
Ol' Man
Mose
(Patricia Norman) (1.39Mb) 03.1938*
|
Glenn Miller |
In
the Mood
(956Kb)*
Chatanooga cho cho (0.98Mb)* |
Sidney Bechet
|
Old man blues
(1.59Mb)*
Maple leaf rag (860Kb) 1932г.* |
Guy Lombardo
вокалист Kenny Gardner |
Anniversary song (968Kb) 1947г.* |
Разное:
Sophie Tucker, Ted Lewis | Some of These Days (849Kb)* |
ВИА п/у Питера Санна | Пусть знает кто-нибудь еще (1.63Mb) |
"Quadro Nuevo" | Tu Vuo' Fa L'americano (2.24Mb) 2002 (какие краски музыки!) |
Некоторые фотографии