.

Джаз

Воспользуйтесь архиватором WinZip, чтобы раскрыть песню из архива после записи.

Джаз сложился на рубеже XIX и XX вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур - европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Африканские элементы - полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме "зов и ответ", вокальная экспрессивность, импровизационность - вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора - обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово джаз, первоначально в сочетании "джаз-банд", стало применяться в середине десятилетия XX в. в Южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев.

Среди основателей джаза, принадлежащих к нью-орлеанскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Додс, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, так называемые диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского джаза. Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению джаза за пределы Южных штатов. В 20-е гг. джаз получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития джаза перемещается в Чикаго, возникает так называемый чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов.

Превращение джаза в объект коммерческой эксплуатации снижало его художественную ценность. Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут новые пути развития джаза. В 30-е гг. возникает стиль свинг (перекличка 3 групп духовых инструментов - саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки, английское swing) с типичными для него большим составом оркестра (15-17 исполнителей), полным отказом от коллективной импровизации в пользу сольной, значительным усилением роли композитора-аранжировщика.

Среди крупнейших представителей свинга - оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда. Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гудмен, Т. Дорси, Гленн Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафонист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного джаза. В начале 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму концепцию джаза, отказавшись от танцевальности, мелодической симметрии, живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным словом "би-боп", принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов.

Развитие современного джаза происходит в борьбе разных течений - так называемого коммерческого, составляющего часть буржуазной развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых художественных средств. Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь джаза с народными истоками и традициями, одновременно используя различные элементы классической и современной музыки. К крупным мастерам современного джаза принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шуллер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др.

В середине 50-х гг. сплав отдельных элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев, получивший название "рок-н-ролл" (англ. rock'n' roll - качайся и катись), затем "биг-бит" (англ. big beat - большой удар), породил течение так называемой поп-музыки (сокращённое от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами буржуазной эстрады, отдельным ансамблям ("Битлз", "Чикаго" и др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений.

Распространение джаза за пределами США началось с 20-х гг. XX в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие джаз на основе национальных традиций, сложились лишь в 40-50-х гг. Таковы оркестры под руководством Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельхагена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др.

Становление джаза в СССР относится к середине 20-х гг. и связано с коллективами под руководством В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана, Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Государственный эстрадный оркестр под управлением Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании советского стиля джаза, связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30-40-е гг. известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э. И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление советского джаза развивают малые импровизационные ансамбли, практика которых начинает складываться с конца 50-х гг. Они стремятся создавать произведения на материале песенно-танцевального фольклора народов СССР. Наибольший вклад в это направление внесли ансамбли под руководством А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Гараняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Геворгяна, А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в республиках Советского Союза.

Музыка джаза оказала заметное влияние на развитие музыкального искусства XX в. Элементы джаза используются в сочинениях многих крупных композиторов - К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Копленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна и др., а в советской музыке - И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др.

Луи Армстронг '30-е годы.

Louie Armstrong

Mack the knife (1.94Mb)*
Cab Calloway 1934-1937

Cab Calloway

Minnie the Moocher (1.75Mb)*

Hi di ho man (876Kb)*

Benny Goodman

Benny Goodman

*По просьбе Юрия.

Swing Swing Swing (2.89Mb)*

Let's dance (648Kb)*

Rhapsody in blue (990Kb)*

Puttin on the ritz (835Kb)'30 г.*

Sentimental Journey (Peggy Lee) (1.60Mb) 1941*

The Glory Of Love (Helen Ward) (785Kb)23.4.1936*

Eddy DuchinEddy Duchin

Eddy Duchin

Ol' Man Mose (Patricia Norman) (1.39Mb) 03.1938*

Glenn Miller 1939

Glenn Miller

In the Mood (956Kb)*

Chatanooga cho cho (0.98Mb)*

Sidney Bechet

 

Old man blues (1.59Mb)*

Maple leaf rag (860Kb) 1932г.*

Guy Lombardo

вокалист Kenny Gardner

Anniversary song (968Kb) 1947г.*

Разное:

Sophie Tucker, Ted Lewis Some of These Days (849Kb)* ZIP
ВИА п/у Питера Санна Пусть знает кто-нибудь еще (1.63Mb) WMA
"Quadro Nuevo" Tu Vuo' Fa L'americano (2.24Mb) 2002 (какие краски музыки!)

Некоторые фотографии

Duke Ellington Charlie Parker Coleman Hawkins Bob James

Basie, Count Dizzy Gillespie Jimmy Smith Lester Young

Monk, Thelonious Ornette Coleman Scott Joplin Sonny Clark

Coltrane John Davis Miles Griffith Smarcia

Diana Krall

Cab Calloway Stuff Smith Club Orchestra 1939

James P. Johnson Sax 1939 Charlie Barnet Harlem Jazz Band'30 Artie Shaw

Lionel Hampton (drums), Marty Marsala (tp), Joe Bushkin (tp), Artie Shapiro, Joe Marsala (cl) at the Hickory House, NYC, 1938

*Песни прислал Roman Rud. Большое ему спасибо!
*Песню прислал Антон. Большое ему спасибо!
*Песни прислала Инна. Большое спасибо ей!

 




Hosted by uCoz