Энрико Карузо

Энрико Карузо

Имя Энрико Карузо (1873 – 1921 г.г.) поистине стало эталоном вокального искусства. Один из антрепренеров в самом начале творческого пути Карузо бросил фразу: «Поверьте мне, мои друзья: пройдет немного времени, и этот юноша станет величайшим тенором в мире!» Через несколько лет это пророчество полностью оправдалось.
Карузо родился 25 февраля 1873 года в Неаполе. Средства в семье были ограничены, поэтому Энрико не получил хорошего общего образования. Может быть, его занятиям мешало и увлечение пением, проявившееся очень рано, – первые «выступления» будущего артиста состоялись, когда он был мальчиком, в церкви Сан Джованелло. В поисках заработка юноша много раз менял профессию и место работы. Однако петь не переставал: его голос можно было услышать на улицах Неаполя, в домах богачей-меломанов, а то и просто на дружеских вечеринках. Вспоминая те годы, Карузо говорил: «Я часто голодал, но никогда не был несчастным».
Постепенно ему стало ясно, что искусство и есть его настоящее призвание. Он начал заниматься у вокального педагога Г. Верджине и дебютировал на сцене неаполитанского театра «Нуово» в 1894 году. Голос молодого артиста привлек всеобщее внимание. Вскоре Карузо спел партию Туридду в опере «Сельская честь» Масканьи и заглавную партию в опере «Фауст» Гуно. В 1895 году состоялась его первая гастрольная поездка за рубеж. Каирская публика слушала итальянского певца в операх «Риголетто» Верди, «Сельская честь» Масканьи, «Джоконда» Понкиелли, «Манон Леско» Пуччини.
Так началась артистическая карьера Карузо. Вернувшись в Италию, он выступает в разных городах, совершенствует свое мастерство под руководством В. Ломбарди. Этот наставник и стал ело настоящим учителем. Репутация Карузо особенно укрепилась после того, как он, с благословения самого Пуччини, выступил в «Богеме» (партия Рудольфа). Наконец Карузо дебютировал в Милане. Это было окончательное признание.
В начале 1899 года Карузо гастролировал в Петербурге. Критик Н. Соловьев писал тогда: «Прекрасным Радамесом был Карузо, возбудивший всеобщее внимание своим красивым голосом, благодаря которому можно предполагать, что в скором времени этот артист станет в первый ряд выдающихся современных теноров».
Подлинный триумф приносят Карузо выступления в «Ла Скала». Артуро Тосканини, под управлением которого шла опера Доницетти «Любовный напиток», был покорен талантом молодого неаполитанца. Среди почитателей Карузо был и Ф. Шаляпин, произнесший знаменитую фразу: «Ваш голос – это тот идеал, который до этого я так тщетно искал...»
С 1903 года Карузо становится солистом нью-йоркского театра «Метрополитен-опера». Впоследствии Европа (в том числе и Италия) встречается с Карузо только как с гастролером. На сцене «Метрополитен-опера» певец спел тридцать семь партий, и почти каждая из них становилась в его интерпретации значительным художественным событием. Летом 1921 года, уже тяжело больной, Карузо вернулся на родину, а 2 августа его не стало.
Творчество Карузо – это целая эпоха в вокальном искусстве XX века. Чтобы представить неотразимую силу его таланта, приведем несколько отзывов современников.
Знаменитый бас того времени Эдуард Решке выразил свое восхищение так: «Вы заставляете меня плакать. Слушая вас, я испытываю необыкновенное волнение, а это случается со мной очень и очень редко. У вас – сердце, душа, поэзия, правда...» Постоянный аккомпаниатор певца Сальваторе Фучито писал: «Он настраивал свой голос, подобно речи, соответственно характеру музыки, которую он пел. В этой способности Курузо крылся подлинный темперамент, преображающий артиста-интерпретатора в художника-творца».
Известный оперный певец Джакомо Лаури-Вольпи в своей книге «Вокальные параллели» пишет о Курузо: «Вспоминать голос и репертуар Энрико Карузо – напрасный труд. Голос его, как и его стиль, останется уникальным явлением в истории вокала. Единствен и неповторим его баритональный тембр, неповторима вокальная манера, сердечная и человеческая. Казалось, что его голосовые связки размещались не в гортани, а где-то в недрах сердечной мышцы, и приводились в действие не воздухом, а кровью, бьющейся в ритме пульса. Критическим умам следовало бы воздержаться от суждений о том, что говорится и поется сердцем. Потаенная драматичность этого необыкновенного голоса выражалась через сгущенный, полновесный звук, сопровождавшийся огромным душевным напряжением. Звук виолончели не давал покоя фантазии Карузо. Он старался приблизиться к той звуковой широте и объемности, которая присуща виолончели под смычком больших музыкантов. И воспроизводя эту манеру, Карузо добавлял к ней те специфические портаменто и ту упругую гибкость, благодаря которым его вокал не спутаешь ни с чем.
Огромной популярности Карузо способствовали два немаловажных фактора – изобретение звукозаписи и триумфально встреченные публикой «Паяцы» Леонкавалло. Голос Карузо и музыка Леонкавалло оказались словно созданными друг для друга. А резец звукозаписывающего аппарата запечатлел на восковых дисках голос, более всех остальных подходивший для этой цели, – матово-мягкий, разливистый, насыщенный и упругий».
В течение более чем двадцати лет – с 1898 по 1920 год – певец сделал около 250 записей на грампластинки. Один из исследователей его творчества свидетельствует: «К пению в студии Карузо относился с не меньшей, если не с большей, серьезностью и ответственностью, чем к выступлениям в театре или на концерте. Неоднократно переписывая одно и то же произведение, он за двухчасовой сеанс успевал напеть всего два-три сочинения. При этом, если через несколько дней, прослушав уже готовую пластинку, артист находил в исполнении изъяны, сделанная запись браковалась, и вся работа начиналась заново».
Благодаря грамзаписи миллионы любителей вокального искусства до сих пор имеют возможность наслаждаться голосом Энрико Карузо.

М. Яковлев

ВСЕ ПЕСНИ ЗАМЕНЕНЫ НА ФОРМАТ MP3

Песенка герцога Maniella miа
Пой мне Tu ca nun chiague
Amor Mio (1914г.) Vesti La Giubba (1907г.)
O Sole Mio (1916г.) Una Furtiva Lagrima (1904г.)



Hosted by uCoz