На этой страничке
я размещаю некоторые материалы из жизни
замечательного певца, актера, чей вклад в музыку,
кино неоценим.
В 1962 году испанец Рафаэль Мартос Санчес
стал для всех просто Рафаэлем; это случилось
после того, как он выступил в программе
Евровидения на фестивале испанской песни. Но
подлинного триумфа он достиг 3 ноября 1965 года,
когда в переполненном зале мадридского «Театро
де ла Сарсуэла» спел свою первую двухчасовую
программу, состоявшую из 27 песен.
Сегодня Рафаэль-киноактер не менее известен, чем
Рафаэль-певец. В Советском Союзе с большим
успехом прошел фильм с его участием – «Пусть
говорят»*, но еще больший успех имели у нас его
гастроли.
Песня прославила Рафаэля, и он остался ей верен
навсегда. В 1967 году певец стал обладателем
«Золотого диска», а в следующем году он был
удостоен специальной премии на фестивале
грамзаписи «МИДЕМ-68» в Каннах за миллионные
тиражи своих пластинок.
Некоторые пластинки:
Болельщикам
Рафаэля о Рафаэле
– Вы спрашиваете меня о детстве? О
первых встречах с песней? О первом выходе на
сцену?
Рос в семье с очень скромным достатком поэтому
единственное, что могли сделать мои родители, как
только обнаружили мою страсть к пению, это отдать
меня в колледж, где был свой хор и где за обучение
пению не надо было платить дополннтельно.
Помню себя с четырех лет: именно в этом возрасте я
впервые запел.
– Первое профессиональное выступление?
Думается, что для меня им стало участие в
песенном фестивале в Венидеро, это недалеко от
Аликанте. Этот конкурс всегда привлекает
внимание нашей общественности, и победа на нем
была далеко нелегка. Да еще не одна победа, а
несколько: я получил тогда несколько премий. Да
еще, если учесть,что тогда мне было всего 16 лет.
Это произошло десять лет назад.
– Значит...
– Значит, сейчас мне 26 лет. Кстати, это радостное
для меня событие совпало с моим
концертом-премьерой в Москве.
– Фестиваль в Венидеро дал надежную
"путевку в жизнь"?
– В первую очередь он дал мне уверенность в том,
что я могу ступить на подмостки без угрызений
совести. Не могу не вспомнить в этой связи имя
своего любимого композитора Мануэля Лехандро,
автора большинства исполняемых мной песен. Его я
считаю одним из основных «виновников» моего
успеха. Кстати, ставшая столь популярной песня
"Пусть говорят", тоже принадлежит перу этого
композитора.
– Эта песня была написана специально для
фильма или просто зазвучала еще раз с
экрана.
– Мануэль Лехандро написал музыку почти ко всем
фильмам, в которых я снимался.
– Их было много?
– Семь: «Близнецы», «Когда тебя нет», «Хулиган»,
«Садится,солнце», «Пусть говорят», «Ангел», «Не
простившись».
– Вполне естествен вопрос о моей любимой теме, о
внутреннем «настрое», который определяет и мою
манеру исполнения. Я «настроен» постоннно на
одну тему. Это романтика. Самая высокая и чистая
романтика, которой так не хватает людям в век,
которому угрожает господство механизмов. Своими
песнями я стремлюсь доказать, что романтика, то
есть любовь, стремление к красоте, благородному
подвигу, безмерному мужеству, – все это будет
нужно людям и тогда, когда освоение Луны станет
уже достоянием истории. Я лично стою за
народность. За самое широкое использование
народных традиций и напевов. Очень люблю наше
исконное искусство «фламенко» – песни и пляски.
испанских цыган. Но я за народность без маски,
надетой специально для приезжего туриста.
- Беседу вела Л. Новикова,
- газета "Советская культура"
8.05.1971 г.
Пою о любви и мире
Мы встретилисеь с испанским
певцом у него дома, в Мадриде.
– Не скрою, – сказал Рафаэль,– я очень тронут
тем, что меня помнят в Советсиом Союзе. Я искренне
люблю вашу страну, люблю советских зрителей,
истинных ценителей и знатоков искусства. Ваш
зритель умеет и радоваться встрече с искусством,
и не прощает халтуры. Ни в одной другой стране я
не испытывал, выходя на сцену, такого чувства
ответственности, как в Советском Союзе...
- Чем объяснить, что вы нечасто выступаете на
сценах Испании?
– Я люблю Испанию. И хочу верить, что эта любовь
взаимная. К сожалению, у нас жизнь артиста, в
первую очередь, певца, во многом зависит от
контрактов. Это единственная причинй моих редких
концертов на родине.
– Как относятея к столь частым зарубежным
гастролям ваши близкие, семья?
– Проблема решается просто. Я гастролирую вместе
с семьей. Рафаэль взял со стола фотографию: он
запечатлен на ней с супругой, известной
испанской журналисткой Наталией Фигероа. У нее
на коленях сидит годовалый Мануэль, рядом стоят
пятилетняя Алехандра и шестилетний Хабоко.
Откровенно говоря, я не могу представить, как
прожить без них месяц или хотя бы неделю.
– Счастье артиста... В чем оно, на ваш взгляд?
– Счастье для меня – это возможность петь и быть
рядом с семьей. Нести в жизнь людей, которая не
всегда бывает легкой, веселье, надежду,
уверенность в своих силах, будить в них все
лучшее, что есть в человеке.
Меня нередко упрекают в том, что мои песни
несколько однообразны, что в них, мол, говорится
только о любви. Но неужели это чувство может быть
однообразным? Я думаю, пока человек живет, он
будет петь о любви и будет слушать песни о любви.
газета "Советская
культура" 1.01.1980 г.
20
лет на сцене
Вот уже двадцать лет имя
Рафаэля не сходит с концертных афиш. За это время
он сыграл немало ролей а фильмах, поставил
несколько музыкальных спектаклей, записал
десятки пластинок, завоевал около ста пятидесяти
национальных и международных наград, покорив
лучшие концертные залы мира, в том числе и нашей
страны. Годы почти не изменили певца внешне, не
убавили, судя по отзывам зарубежной прессы, ни
зкспрессии в голосе и жестах, ни
работоспособности, ни своеобразия в манере
исполнения, для которой характерны простата,
искренность и темперамент. А главное, время и
слава не снизили его требовательности к себе.
«Даже когда публика принимает меня идеально,–
говорил он в интервью корреспонденту испанского
журнала «Камбио-16»,– у меня нередко после
концерта возникает чувство, что я выступил из рук
вон плохо, что можно было все сделать гораздо
лучше. А когда мне говорят, что нет, что все
замечательно, я думаю: «Сегодня – да, а завтра!»
газета "Советская
культура" 19.12.1980 г.
Я
родился в рубашке
– Вы выступаете 28 лет и, как
пишет местнал пресса, «остаетесь все тем же». В
чем секрет?
– Не знаю, не задумывался над этим. Может
быть, все дело в том, что у меня прежние мечты и
стремления. Такие, какие были в 15 лет, когда вышел
на профессиональную сцену. А, может быть, просто
«я родился в рубашкее. Зто, кстати, название моего
последнего диска.
– У вас есть кумиры среди этрадных
исполнителей?
– Пиаф.
– А среди писателей?
– Ваши авторы – в числе лучших в мире.
Достоевского я читал много. Из испаноязычных
люблю Гарсиа Маркеса и Варгаса Льосу.
- Вам не приходиться иногда вспоминать свое
детство?
- Часто. Особенно теперь, когда не стало отца с
матерью. Я похоронил их в прошлом году Прежде о
моем детстве напоминали мне родители. Оно было
бедным, но счастливым. Отец работал каменщиком и
делал все, чтобы у нас была еда и было во что
одеться. Нас в семье четверо братьев, я –
предпоследний. Я продавал у ворот рынка домашний
хлеб. Лицензии на это дело у меня не было, поэтому
, когда появлялись полицейские, приходилось
убегать. Отец никогда не поднимал на меня руки,
хотя, наверное, было за что. Учился я, например,
хуже некуда. Я ходил в приходскую школу, и терпели
меня там только за голос. Я был первым голосом в
церковном хоре.
– Я слышал, вы собираетесь открыть свой
музыкальный театр?
– Да, "Рафаэль-1" открою в декабре в Мадриде.
На сцене этого театра буду выстулать не только я,
но и другие артисты. Второй театр хочу открыть
здесь, в Мехико. А всего их будет, по моему
замыслу, четыре.
– Несколько лет назад в Испании были
напечатаны ваши путевые заметки «Из окна моего
«люкса». Какой вы увидели из зтого окна нашу
страну?
– Я люблю вашу страну. Особенно Ленинград, да
лростят мне это жители других городов. Что
касается Москвы, то там со мной произошел случай,
которого я не забуду никогда в жизни. Это было на
самых первых гастролях. Я сидел в своем «люксе» в
«Метрополе» и играл на пианино. Вдруг заходит мой
знакомый импресарио испанского цирка,
приехавший в Москву заключать контракты. «Ты
видел, что происходит?» – спрашивает он с
порога.– «Нет». – «Выгляни в окно». Я выглядываю
и вижу толпы людей, некоторые стоят с плакатами.
«Ну и что? – говорю я. – Наверное, демонстрация,
люди чего-то требуют от властей». – «Какая
демонстрация! На плакатах же все написано. Они
пришли поздравить тебя с днем рождения!» Я
потерял дар речи. Сам-то я забыл про свой день
рождения.
Помню, как на мои выступления в Москве приходил
Брежнев. Он всегда садился во втором ряду, а после
концерта шел за кулисы, чтобы меня
поприветствовать. Одновременно появлялась
огромная корзина цветов, что было мне, конечно,
приятно. С ним приходили какие-то люди, но никто
не говорил ни по-английски, ни по-испански, ни
по-французски. Мы обменивались несколькими
фразами через переводчика, Брежнев жал мне руку и
уходил. Так было семь раз.
В.Кучеров газета
"Труд" 6.08.1989г.
фрагмент из к/ф "Пусть говорят"
Рафаэль в своем доме в Линарес после концерта в феврале 2002г.
Чтобы воспроизвести видеофайл
нужно установить Real Player
Чтобы воспроизвести видеофайл
нужно установить Windows Media Player
На этом концерте Рафаэля в г.
Москве в 1997 г. побывала Мария. Большое
спасибо ей за предоставленные материалы!
Фотографии любезно предоставила Ася. Большое ей спасибо!
Фотография прислана Еленой. Огромное ей спасибо!
Гастроли в Баку, 1972 г.*
|