.
|
Песни начала XX века, отсюда их техническое несовершенство.
НАДЕЖДА ПЛЕВИЦКАЯ
Н.В. Плевицкая |
В предреволюционной России слава певицы-самородка из простой крестьянской среды Надежды Плевицкой была овеяна легендой. Критики того времени, говоря о талантах, выдвинувшихся из народа, называли имя Плевицкой вместе с именами Ф. Шаляпина и М. Горького. Популярность певицы у русской дореволюционной публики была необыкновенной. На афишах имя ее печаталось аршинными буквами, а билеты на ее концерты продавались втридорога.
Объявление о концерте Н. Плевицкой (Ялта, 1909 г.) | Надежда Плевицкая | Объявление о концерте Н. Плевицкой (Петербург, 1910 г.) |
Жизнь Надежды Васильевны Плевицкой (1884-1941) – дочери крестьянина Курской губернии Василия Винникова – полна удивительных, почти невероятных событий.
Плевицкая родилась в селе Винниково близ Курска, окончила трехклассную сельскую школу; любовь к пению, унаследованная от матери и отца, привела ее в церковный хор Троицкого монастыря в Курске, где она пробыла ученицей более двух лет. В 1899 году, убежав из монастыря, она поступила в бродячую цирковую труппу, затем служила горничной в купеческом доме, а в 1904 году, переехав в Киев, стала хористкой в русском хоре Л. Б. Линкина, где через некоторое время начала исполнять сольные партии. Позднее вступила в балетную труппу Штейна, где встретилась с бывшим солистом балета Варшавского театра Эдмундом Плевицким, за которого вышла замуж.
Под фамилией Плевицкая она выступила в хоре Минкевича, а затем в московском ресторане «Яр», где и обрела славу исполнительницы русских народных песен. В 1909 году пела с колоссальным успехом на Нижегородской ярмарке. Здесь ее услышал приехавший на гастроли в Нижний Новгород Л. В. Собинов, который пригласил певицу выступить с ним и Н. Н. Фигнером на благотворительном концерте в городском театре. Это было первое выступление Плевицкой на большой концертной эстраде. Через год артистка с большим успехом поет на концертах уже в Петербурге и в Москве. Начинаются ее триумфальные гастроли по городам России. Пресса не скупится на восторженные похвалы в адрес талантливой певицы. Ее исполнительское дарование получило высокую оценку со стороны Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского и других крупнейших деятелей искусства.
Плевицкая обладала редкой музыкальностью, гибким и сочным, от природы поставленным голосом – меццо-сопрано широкого диапазона. В ее репертуаре, наряду с популярными эстрадными миниатюрами невысокого художественного уровня, были превосходные образцы русского крестьянского фольклора Курской губернии, а также некоторые песни городского быта, сохранившие свое значение и в наши дни.
Манера исполнения певицы покоряла большой искренностью, богатством интонаций, выразительной декламацией и на редкость тонким и глубоким ощущением красоты русской речи.
В 1910 году появились первые граммофонные пластинки, напетые Плевицкой, которые разошлись большими тиражами. За период с 1910 по 193б год артистка напела для различных граммофонных фирм более 120 записей.
В дни первой мировой войны Плевицкая выступала в концертах перед русскими солдатами, а в годы гражданской войны – перед бойцами Красной Армии.
1919 год ознаменовал трагический перелом в жизни артистки. Находясь в частях Красной Армии под Курском вместе со своим вторым мужем, бывшим офицером Левицким, она попала в плен к белогвардейцам, а затем оказалась в Турции, куда эвакуировалась вместе с мужем.
В годы эмиграции артистка много гастролировала по городам Западной Европы и Америки. В 1926 году она выступила с С.В. Рахманиновым, который сделал обработки некоторых русских песен из ее репертуара. В ансамбле с Рахманиновым и по его настоянию фирмой «Виктор» была сделана запись хороводной песни «Белилицы, румяницы вы мои».
В 1937 году Н. В. Плевицкая была арестована французским правительством в связи с таинственным похищением руководителя Российского Общевоинского Союза, генерала Е.К. Миллера. Третий муж Плевицкой Н, В. Скоблин – действительный участник похищения генерала Миллера – скрылся. Несмотря на отсутствие прямых улик, французский суд признал Плевицкую причастной к этому делу и приговорил ее к 20 годам каторжной тюрьмы.
В 1941 году в дни гитлеровской оккупации артистка погибла в одной из тюрем Эльзас-Лотарингии.
Певица погибла вдали от Родины, но имя ее продолжает жить в песнях, многие из которых запечатлела граммофонная запись.
Ю. ПЕРЕПЕЛКИН
Н.В. Плевицкая. Скульптурный портрет работы С.Т. Коненкова |
ВСЕ ПЕСНИ ЗАМЕНЕНЫ НА ФОРМАТ MP3
Я по бережку
похаживала (1.75Mb) (народная песня Курской губерни) |
Помню я еще
молодушкой была (2.13Mb) (слова Е. Гребенки) |
Шумел, горел пожар
московский (1.68Mb) (слова Н. Соколова) |
Белилицы, румяницы
вы мои (2.81Mb) (русская народная песня в обр. С.В. Рахманинова) Партию фортепиано исполняет С.В. Рахманинов |
Тихо тащится лошадка
(2.14Mb)
(обр. И. Саца) |
Веревочка
(1.61Mb)
19-е годы |