АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ

Александр Вертинский

Первые громкие успехи Александра Вертинского относятся к 1913- 1914 годам. Юноша, пытавшийся стать драматическим актером, пробовавший писать стихотворения и рассказы и даже печатавший свои литературные опыты в киевских газетах и журналах, вдруг начал выступать в концертах с песенками собственного сочинения и быстро прославился. Никто не думал тогда, что успех Вертинского окажется длительным. Но постепенно его песенки завоевывали все большую популярность.

Медбрат. 1915 г.

Перед началом первой мировой войны и в годы войны Вертинский давал уже сольные концерты и гастролировал в крупнейших городах России. Слава его ширилась. Настроения, которыми окрашены были «ариетки» Вертинского, оказывались созвучными настроениям его аудитории.

 

Начинающий киноактер

 

Вертинский был совершенно чужд казенному патриотическому воодушевлению и бодряческому духу, которым пытались заразить своих читателей тогдашние верноподданнические газеты. Его песни звучали меланхолично, томно и мечтательно.

 

Выпуск первого издания популязатора песенок Вертинского. 1916 г. Тоже издание. Последняя страница Так оформлялись песенки Вертинского фирмой "Детлаф". 1917 г. Белый Пьеро. Обложка одесского журнала "
Театр"

Выпуск первого издания популязатора песенок Вертинского. 1916 г. Тоже издание. Последняя страница Так оформлялись песенки Вертинского фирмой "Детлаф" Белый Пьеро. Обложка одесского журнала "Театр"

Подлинной находкой молодого певца явилась необычная форма «ариетки»: маленькие песенки обладали сюжетной законченностью новеллы, сжато и выразительно рассказывали о судьбах сбившихся с пути девушек, о их ненадежных и случайных спутниках, о жестокости больших городов и неизбежности гибели.

Мотивы обреченности, покорности судьбе сливались с мечтами о какой-то иной, незнаемой, далекой и красивой жизни. Безрадостной и серой современности противопоставлялась пышная и многоцветная экзотика: «лиловые негры», попугаи, «плачущие по-французски», маленькие креольчики, роскошные яхты и «притоны Сан-Франциско» пленяли воображение слушателей. Пленяла их и манера Вертинского.

Черный Пьеро

 

Он тогда выступал в костюме Пьеро, с набеленным лицом, резко подведенными бровями и умел быть одновременно и грустным, и ироничным, и мечтательным, и насмешливым. Писатель Юрий Олеша впоследствии вспоминал: «Это было оригинально и производило чарующее впечатление».


А. Вертинский

Александр Вертинский

После Октября Вертинский эмигрировал. Это была трагическая ошибка, и очень скоро Вертинский ее осознал. Чувство отрешенности от Родины стало мучительным.

Александр Вертинский в США. 30-е годыТоска по России, покинутой и недоступной, придали искусству Вертинского небывалую прежде силу, выразительность и глубину. Проникнутые ностальгией песни «Чужие города», «В степи молдаванской», «Молись, кунак» – едва ли не самые лучшие в обширном репертуаре Вертинского. Он превращал в песни стихи известных русских поэтов – А. Блока («Буйный ветер играет терновником», «В голубой далекой спаленке»), А. Ахматовой («Темнеет дорога приморского сада», «Сероглазый король»), Г. Иванова («Над розовым морем вставала луна»), И. Анненского («Среди миров, в мерцании светил»), С. Есенина («В том краю, где желтая крапива»), охотно исполнял цыганские романсы («Дорогой длинною», «Ах, душа моя, мы с тобой не пара»). Что бы ни пел Вертинский, он оставался самим собой, не подчиняясь ни сильной индивидуальности избранного автора, ни традициям того или иного песенного жанра. В каждом из этих миров он находил свой уголок, свои темы, свои краски. Чаще всего он пел свои собственные песни – такие, как «Танго «Магнолия», «Прощальный ужин», «Мадам, уже падают листья». Он давал концерты в Париже и в Варшаве, в Нью-Йорке и в Шанхае.

А.Н. Вертинский. Париж 30-е годы

Фото прислано В.П. Музыченко

Он пел в концертных залах, во всевозможных кабаре, а в трудные времена – и в ресторанах. Русская эмигрантская публика обычно встречала Вертинского восторженно. Но уже в 1935 году он впервые исполнил песню, которую вся эмиграция восприняла как оскорбление:
Проплываем океаны,
Бороздим материки
И несем в чужие страны
Чувство русское тоски...

***
И пора уже сознаться,
Что напрасен дальний путь...

Подавляющее большинство эмигрантов тогда еще в этом сознаваться не хотело. Слова Вертинского о покинутой Родине, которая «цветет и зреет, возрожденная в огне, и простит и пожалеет и о вас, и обо мне», были восприняты как предательские. К тому же стало известно, что певец обращался к советским дипломатическим представителям с просьбой разрешить ему возвращение в СССР. Белоэмигрантские газеты объявили Вертинского «большевистским наемником», писали, что он «продался красным». Но Вертинского это не смутило. В годы Великой Отечественной войны он с гордостью и восхищением воспевал героизм советских солдат, а в 1943 году ему разрешено было вернуться на Родину.


Лауреат Сталинской премии. 1951 г.Начался новый, вероятно, самый счастливый период концертной деятельности Вертинского. С изумлением он убедился в том, что Родина его не забыла, что пока он вел горестную, скитальческую жизнь за рубежом, его песни в старых граммофонных записях продолжали звучать. Пришло время новой славы Вертинского, время концертов в переполненных залах, нового удивительного знакомства с отечеством: нередко ему доводилось выступать в огромных городах, которых не было на карте в тот год, когда он покидал Россию. Новый мир, ранее ему неизвестный, восторженно принимал певца. По собственным словам, он ощутил себя «птицей, что устала петь в чужом краю и, вернувшись, вдруг узнала родину свою».

На концерте. 1944 г.
Даже самых искушенных слушателей Вертинский восхищал законченностью отделки каждой песни, виртуозностью и элегантной лаконичностью ее интонационной и пластической партитуры. Ныне сохранился в записях только голос Вертинского, и навсегда исчезло его уникальное пластическое мастерство.

Голос теперь как бы отделился от фигуры артиста, высокой, гибкой, от его длинных выразительных рук, от его лица – надменного или нежного, саркастического или трагического. Сегодняшние слушатели должны будут поверить нам на слово, что вся внешняя форма выступлений Вертинского являла собой воплощение и своего рода квинтэссенцию артистичности, что он умел одним движением руки – резким и быстрым – вдруг показать всего человека, рукой «сыграть» гнев, презрение, гордость, покорность судьбе.

Но тем не менее искусство Вертинского живет и будет жить в модуляциях голоса –А. Вертинский с женой и дочерью Марианной. Москва. Гостиница "Метрополь". 1944 г. насмешливого или надменного, капризного или холодного, льющегося легко и плавно и вдруг переходящего в резко скандированный речитатив, то нежного, то ироничного, то простодушно-веселого, бравого, удалого, но всегда, неизменно блестяще отшлифованного, восхищающего высокой поэтичностью фразировки и почти неправдоподобной легкостью самых рискованных контрастов и переходов.

А. Вертинский. Кисловодск. 50-е годы

Снимок зделан в Шанхае в 1946 г.В этом умении будто шутя играть сменой настроений, легко балансировать между кокетливой позой и естественностью осанки, между искусственностью манеры и подлинностью искусства – весь Вертинский, все обаяние его грациозного дара.

Ленинград. 1957 г. Последнее выступление

Ленинград. 1957 г. Последнее выступление

К. РУДНИЦКИЙ

ВСЕ ПЕСНИ ЗАМЕНЕНЫ НА ФОРМАТ MP3

Черный карлик
(Слова Тэффи)
14-е июля
(Слова М. Волошина)
Ваши пальцы пахнут ладаном Поэтическая страница1
(Слова А. Вертинского)
Рафинированная женщина Поэтическая страница1
(Слова А. Вертиского)
Лиловый негр Поэтическая страница1
(Слова А. Вертинского)
Чужие города Поэтическая страница1
(Слова Р. Блох, А. Вертиского)
То, что я должен Поэтическая страница1
(Слова А. Вертинского)
Пани Ирэна Поэтическая страница1
(Слова А. Вертинского)
По просьбе Ирины
Танго "Магнолия" Поэтическая страница1
(Слова А. Вертинского)

Прислано Владимиром Музыченко

Маленький креольчик Поэтическая страница1
(Слова А. Вертинского)

Прислано Владимиром Музыченко

Дорогой длинною  

(Б. Фомин-К. Подревский)

Белый пароходик

(Слова А. Вертинского)

Полночь. Постепенно затихая

(Смирнов С.) 1947 г.

Джонни
Палестинское танго

 

Над розовым морем

(записи 1930-1939)


Hosted by uCoz